Возьму на себя смелость немного порассуждать на тему обучения ювелирному делу.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня профессиональной подготовки ювелиров и технологов ювелирного производства. Я сам, начиная свое обучение 30 лет назад, был поражен высоким уровнем своих учителей. Это были самоучки "от бога", как говорится, "академиев не кончали", до всего доходили сами методом проб и ошибок.
Ювелирное сообщество в советское время было разделено. С одной стороны - "империя" Ювелирпрома, закрытая как оборонка, а с другой - полуподпольные мастера, немногие из которых прикрывались службой быта или творческим союзом.И основная ювелирная традиция жила именно среди частных мастеров. "Совок" породил и такое явление, как "карандашные ювелиры", прообраз современных компьютерных дизайнеров. Эти "ювелиры" только рисовали эскизы, но имели смутное представление о ремесле. Самая известная - Мария Тоне, заслуженный член СХ, и чуть ли не лауреат Госпремии...
Дело было в том, что работа с драгметаллами и драгкамнями для "простых смертных" была под официальным запретом, даже за серебряные опилки могли посадить лет на пять... Вот народ и развлекался с эскизами, мельхиором, стеклом и прочей бижутерией...
Конечно, были официальные мастера, чьи работы сейчас находятся в Госфонде, но это были единицы, и работали они в закрытых государственных мастерских.
Сейчас ситуация кардинально другая. Все можно официально. Широчайшие возможности. Рынок. Любые камни, любые драгметаллы, великолепный инструмент и фирменное оборудование... Помню,каково было мое счастье, когда я от Худфонда в 73 году получил набор швейцарских надфилей... Сейчас этих проблем нет в принципе.
И что мы наблюдаем сегодня? Казалось бы, "кислород" не перекрыт, развивайся и твори! Не тут-то было! Нарушилась преемственность. Старые мастера вымерли, а новые - не успели родиться. Народа, который мог бы сделать настоящее произведение ювелирного искусства сейчас исчезающе мало. Я как-то пытался посчитать, сколько российских ювелиров реально
занимаются искусством. Не ремеслом для поддержания штанов, а авторскими коллекциями, выставками, творчеством. Насчитал меньше пятидесяти

Это на три города и одно село - Москва,Питер,Екатеринбург и Красное-на-Волге. Может, плохо считал? К примеру, в маленьком итальянском городке под названием Арреццо около 500 (!) частных художников-ювелиров. А тусонская ювелирная выставка в Америке каждый раз демонстрирует тысячи стендов частных мастеров-ювелиров, каждый из которых самобытен и интересен. Многие возразят - что нам заграница, нам бы здесь копеечку зашибить, и ладно. Фирма платит - мы работаем, не платит - пьем... Кому это надо - учиться, развиваться, не спать ночами, творить и пробовать новое?!
Вот и не получается. Вот и нет в магазинах и на выставках ничего заметного и интересного, произошедшего из так наываемого "частного сектора". Аууу, мастера-ювелиры, художники и новаторы - где вы?
Природа не терпит пустоты. Вот и едут наши весьма состоятельные клиенты за границу, покупают вещи известных брендов, не найдя на родине профессионалов и вменяемый сервис.
Среди многих наших покупателей бытует мнение, что в России нет хороших мастеров, нет качественной работы, нет хорошего дизайна... Единичные достижения ювелиров из "бытовки",копирующих Картье и Ванклиффа,только подтверждают отсутствие
системы.
Что остается? Очень просто. Учить. Передавать свой опыт и любовь к ювелирному делу,
если конечно она есть. Заинтересовывать молодых, может, по прошествии лет, они станут мастерами. Ювелирное дело, по моему мнению, невозможно преподавать в группе. Эффективными могут быть только индивидуальные занятия. Так было испокон веков.
Важно научить думать, опыт-дело наживное.
С уважением к форумчанам, jevol.
Надоело наступать на одни и те же грабли? Предлагаю широчайший ассортимент!